Judebo

Вопрос:

Отличительные черты средневековой схоластики



Ответ:

Отличительные черты средневековой схоластики

Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики. Термин «схоластика» (от греч. schole – школа) означает «школьная философия».

Периодизация.

1. VI–IX вв. Представитель – Эуригена. Основная идея: «Истинная философия – религия, а подлинная религия – философия».

2. IX–XII вв. Представители – Ансельм д’Аоста («Свобода – способность реализовать благо, следуя истине») и Абеляр («Желание не грех, осознанное желание плохого – грех». «Нет нужды презирать земную жизнь»).

3. XIII в. «Золотой век схоластики». Аквинат, или Фома Аквинский («Бог есть бытие»).

4. XIV–XV вв. Отмежевание разума и веры. Характерный представитель – Оккам.

Отличительные черты средневековой схоластики.

1) Схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Начиная примерно с XI в. в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения.

2) Природа перестает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять – Бога и человеческую душу.

3) Двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное животное».

4) Интересное понимание проблемы души и тела. В его основе – христианские догматы «Боговоплощения» и «Воскресения во плоти». Ориген (III в.): дух даруется Богом и устремлен к добру, душа – начало индивидуальности, тело – подчинено душе, а душа – духу. Зло исходит от злоупотребления свободой, то есть тело еще не есть начало зла.

Уже в эпоху Возрождения средневековая схоластика была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII в. Философы Нового времени критиковали схоластику за отношение к природе, за символизм и аллегоризм.

В противовес схоластике основная идея философии Нового времени заключается в понимании главной цели науки как рационалистическом познании природы и увеличении власти человека над природой.

Резкая критика схоластики (главным образом, со стороны протестантизма) была направлена против того, что схоластика пыталась с помощью разума дать рациональное обоснование истин откровения, доступных только вере.  

Иваньков А.Е., Иванькова М.А.
Философия
2007






Реклама
Judebo

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама