Judebo

Вопрос:

Теоцентризм как системообразующий принцип средневековой философии



Ответ:

Теоцентризм как системообразующий принцип средневековой философии

Философская мысль Средних веков по времени совпадает с эпохой феодализма. Чаще всего начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 год), но такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одночасье изменить социальных отношений, поэтому справедливо было бы датировать становление нового типа религиозной веры и философского мышления I–IV веками нашей эры. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников и формирующиеся очаги новой веры (христианства) и новой мысли.

Философская мысль Средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (иудаизм, мусульманство, христианство). Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог.

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира:

1) идея Творения;

2) идея Откровения.

Они предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения – в основе учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов – от церкви.

Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего (Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог), актом своей воли и продолжает каждый миг сохранять бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. creatio – сотворение). Догмат о Творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые родственны природе, в христианстве Бог стоит над природой, по ту ее сторону и потому является трансцендентным Богом.

Другим важным следствием креационизма является преодоление античного дуализма противоположных начал – активного и пассивного: идей или форм и материи. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – Бог; все остальное – его творение. Знание о нетварном можно получить только сверхъестественным путем: с помощью веры. Мир тварный постижим с помощью разума.

Проводится различение бытия (или существования) и сущности. У средневековых философов познание всякой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:

1. Есть ли вещь?

2. Что она такое?

3. Какова она?

4. Почему (или для чего) она есть?

Согласно Боэцию, только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что касается сотворенных вещей, то они сложны: их бытие и сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна быть сотворена божественной волей. Сущность вещи выражается в ее определении, которое мы постигаем разумом. О существовании вещи мы узнаем из опыта.

Итак, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия, преимущественно в ее идеалистическом варианте, с другой.

Иваньков А.Е., Иванькова М.А.
Философия
2007






Реклама
Judebo

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама