Judebo

Вопрос:

Проблема человеческой свободы в учении Эпикура



Ответ:

Проблема человеческой свободы в учении Эпикура

Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – древнегреческий философ-материалист. Основал в Афинах философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику (учение о морали).

Его учение проповедует полный отказ от социального активизма. Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт эпикуровской этики.

Эпикур доказывал, что душа, состоящая из атомов, как и тело, умирает вместе с ним, как все физические тела. Смерти не надо бояться – ибо пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть – нас уже нет. Поэтому смерти не существует ни для живых, ни для мертвых. Осознание этого, познание природы и есть свобода.

Свобода это также возможность следования цели жизни – жить уединенно, в отсутствии страданий, при здоровом теле и состоянии безмятежности духа. Эпикурейская философия гедонистична: цель человеческой жизни – счастье, понимаемое как удовольствие.

Для Эпикура свобода становится центральной проблемой его философии. Отдельный человек, член огромного социального целого – государства, типа эллинистической монархии – одновременно сознает и свое подчинение необходимости социального порядка и свою потребность действовать наперекор ее принуждающей силе. В рамках предписываемой государством необходимости он хочет быть свободным.

Эпикур усмотрел искомую свободу в утверждаемой им способности атомов самопроизвольно отклоняться при своем падении в пустоте от прямых путей падения, предначертанных им самой необходимостью. Свобода может быть найдена не вне необходимости, а в тех самых реальных условиях, в которых проявляется необходимый порядок вещей.

В отличие от эпикурейцев, стоики ищут не столько свободы, сколько примирения с необходимостью. Детерминизм (обоснование) необходимости для них – поистине мироправящая сила. Отношение к свободе может быть отношением покорности, согласия, принятия. И оно может быть отношением непокорности, сопротивления, несогласия.

И в эпикуреизме, и в стоицизме проблема свободы возникает из запросов социальной жизни. Она порождается конфликтом между личностью и государством эллинистического типа. Однако ареной, на которой разыгрывается самый конфликт, остается индивидуальное поведение и индивидуальное сознание. Искатель свободы – как в эпикурейском, так и в стоическом смысле – не класс, не народ, не общество как сверхиндивидуальное целое, а изолированный от общества индивид – «мудрец». В случае эпикуреизма его изолированность подчеркивается общей нормой эпикурейской этики, ее постулатом: «живи незаметно». Но и стоический «мудрец», отнюдь не уклоняющийся от участия в государственной деятельности,– исключение из общего порядка жизни, существо уединенное и замкнутое – пусть даже это будет сам Сенека или император Марк Аврелий.  

Иваньков А.Е., Иванькова М.А.
Философия
2007






Реклама
Judebo

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама