Субъективная (этическая) школа в социологии (П. Лавров, Н. Михайловский) :: Таможня.Ру

Вопрос:

Субъективная (этическая) школа в социологии  (П. Лавров, Н. Михайловский)



Ответ:

Субъективная (этическая) школа в социологии (П. Лавров, Н. Михайловский).

П. Лавров (1828–1900). «Очерки вопросов практической философии, «Исторические письма» и др. Задача – понять общий ход истории мысли в форме стройного, развивающегося целого, определить пути к единству понимания и действия, «формулу общего закона» социальной жизни. Принцип антропологизма: человек есть единство сущего и должного. Включал в область ведения социологии «нравственный принцип о справедливом общежитии». Социология – наука о солидарности сознательных особей, динамике форм солидарности, направленной на выработку идеальных форм общежития. На высшей ступени развития личность вырабатывает идеал человеческого достоинства, ставя себе целью его воплощение в жизни и во имя его производя суд над окружающей действительностью – отсюда мотивы общественной деятельности личности. Задача – определить, что должна делать личность как сознательная единица, и как часть коллективного целого – здесь корень социологического субъективизма. Объективный метод неприложим к социальным исследованиям, должен быть субъективный критерий нравственного идеала исследователя; позднее – исследующий субъект находится в особом положении по отношению к изучаемым им историческим актам.) Субъективный метод – оценка относительной важности явлений на основании нравственного миросозерцания (идеала) исследователя и построение научной теории при помощи того же критерия (Южаков). «Реальны в истории только личности, лишь они желают, стремятся, обдумывают, действуют, совершают историю», «исторические события сами собой не происходят». Общество может развиваться только действием не него более развитого меньшинства. Само меньшинство не сразу приходит к новым идеям, которые нарождаются в единичных мозгах «критически мыслящих личностей». Таким образом, критическая мысль (и критически мыслящая личность) – основной двигатель прогресса, в них вся сила исторического прогресса (прогресс – движение общества в сторону сочетания личного развития и общественной солидарности). Члены одного общества делятся на три группы: малочисленные КМЛ – деятели цивилизации, менее малочисленные их ближайшие сподвижники, многочисленные люди, присутствующие при цивилизации.

Н. Михайловский (1848–1904). Статья «Что такое прогресс?» (1867). В основе работ – противоречие между истинами естествознания (борьба за существование как фактор прогресса в животном мире) и тенденциями обществоведения (призывы к солидарности). Если человеческая личность всего лишь выполняет отдельную функцию в обществе – это регресс. Прогресс – «борьба за индивидуальность», возникновение высших единиц, стремление к свободе, личной неприкосновенности, равноправности, взаимопомощи, солидарности (работы «Орган, неделимое, общество», «Борьба за индивидуальность»). Важно всестороннее развитие личности. Исследовал явления подавленной индивидуальности: душевные заболевания, гипнотизм, превращения сборищ в толпу. Причина этих явлений – в дифференциации общества на классы и профессии, в чрезмерном разделении труда. Общество не может прогрессировать по органическому типу; дивергенция между человеческими группами в классовом строе ненормальна. Анализировал теорию Дарвина: необходимо учитывать и социальные инстинкты, альтруистические чувства людей. Высший продукт эволюции – способность противополагать естественному ходу вещей творчество идеалов. Субъективный метод – оценка действительности с точки зрения идеала. В общественном развитии участвуют сознание и воля людей, ставящих перед собой цели и стремящиеся к их осуществлению. В отличие от Лаврова, не считал, что объективный метод должен быть совсем удален из области социальных исследований, но «высший контроль должен принадлежать субъективно му методу». Ведь «мы не можем общественные явления оценивать иначе, как субъективно».

Суперека С.В.
Социология
2009







Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама