Феноменологическое и этнометодологическое направление в социологии (Э. Гуссерль, М. Шеллер, А. Шюц) :: Таможня.Ру

Вопрос:

Феноменологическое и этнометодологическое  направление в социологии  (Э. Гуссерль, М. Шеллер, А. Шюц)



Ответ:

Феноменологическое и этнометодологическое направление в социологии (Э. Гуссерль, М. Шеллер, А. Шюц)

Феноменологическая социология – это теоретико-методологическое направление в социологии 20 в., являющееся разновидностью понимающей социологии, и рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов (в процессах межиндивидуальной коммуникации).

Феноменология Эдмунда Гуссерля. Основоположник феноменологического направления в философии. Феноменология – изучение феноменов сознания. Ее задачи: описание феноменов человеческого сознания, то есть мира, каким он дан человеческому сознанию, и описание того, каким образом структурируются эти феномены. Сознание единичного эгоинтенционально, то есть всегда направлено на что-то. Аспекты сознания: процесс сознавания: существует в различных модусах (восприятие, воспоминание, оценивание) и ноэзис – акт сознавания: то, что собственно осознается, то есть ноэма.

Феноменологической подход Альфреда Шюца. Основное внимание уделил созданию философского фундамента социологических наук, соединив экзистенциализм Хайдеггера, феноменологию Гуссерля, понимающую социологию Вебера и Дж. Мида, философию жизни А. Бергсона.

Методологию понимания перенес из сферы гносеологии в область онтологии. Т.е. понимание перестало служить исключительным методом социологических наук. Оно преврати лось в универсальные приемы конструирования любого социального действия, института, статуса, роли и т.д.

«Жизненный мир» – ключевая категория: знание о мире, о той социальной среде, в которой происходят человеческие взаимодействия. Жизненный мир – это мир повседневного знания и деятельности. На его базе формируется сложнейший мир научных абстракций.

Шюц открыл множественность миров, из которых состоит вселенная человеческого существования: жизненный мир повседневности, мир науки, мир художественной фантазии, мир религиозной веры, мир душевной болезни и т.д. Высшее место в иерархии миров занимает повседневность, на основе которой формируются вес прочие миры.

Социологическая концепция Макса Шелера. Любой «подлинно человеческий акт» изначально «двойственен», то есть одновременно духовен и инстинктивен. Социология: «Реальная социология», изучающая телесную организацию индивидов, отношение к природе, их инстинктуальную структуру (голод, половые инстинкты); «Социология культуры»: изучает культурно-духовные начала человеческой жизни. Каждый феномен человеческой жизни представляет единство инстинктивно-витального и культурно-духовного начал, но одно из них оказывается решающим для его возникновения и функционирования.

Основатель этнометодологии – Г. Гарфинкель. «Исследования по этнометодологии», 1967 г.

Этнометодология базируется на 4-х допущениях: 1) отождествление социального воздействия с речевой коммуникацией; 2) отождествление исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого – собеседника; 3) выделение двух слоев в интерпретации – понимание и разговор; 4) отождествление структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи.

Суперека С.В.
Социология
2009







Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама