Психоаналитическое направление в социологии (Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм) :: Таможня.Ру

Вопрос:

Психоаналитическое направление в социологии (Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм)



Ответ:

Психоаналитическое направление в социологии (Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм)

Работы З. Фрейда (1866–1939): «Тотем и Табу», «Я и Оно» (1924), «По ту сторону принципа удовольствия», «Будущность одной иллюзии» (1930).

Поиск причин и путей преодоления противоречий между обществом и личностью. Анализирует проблемы социального контроля, нравственных норм, социальных запретов.

Положения концепции Фрейда:

1. Биопсихологизм и индивидуальная психология как модель большинства социологических конструкций. 2. Акцент на бессознательном как определителе характера поведения. 3. Гиперсексуализм (либидо), в частности роль Эдипова комплекса в поведении, а также идея сублимации сексуальной энергии, лежащая в основе социокультурной, художественной и других видов деятельности человека. Проблема разрешения сексуальных коллизий – в том числе на самых ранних этапах – имеет решающее значение не только в индивидуальном развитии каждого человека, но и в историческом процессе (возникновение государства, религии, морали, социального контроля, норм, санкций и т.п). 4. Дуализм инстинктов жизни и смерти, борьба которых между собой и цивилизацией определяет природу общества, его функционирование и конфликты.

Общество осуществляет социальный контроль над личностью через социальные нормы и социальные запреты с целью поощрения должного поведения и наказания лиц, отклоняющихся от принятых норм. С одной стороны социальный контроль обеспечивает обуздание человеческих инстинктов, высвобождение которых могло бы привести к самоуничтожению общества. С другой – Фрейд воспринимает социальный контроль как фактор социального давления, искажающий сущность человека, что соответственно ведет к росту психических отклонений, неврозов и стрессов.

Работы Э. Фромма (1900–1980): «Иметь или быть», «Бегство от свободы», «Душа человека», «Искусство любить». Основная идея Фромма – патологичность и агрессивность существующих обществ. В отличие от Фрейда, бессознательное Фромм рассматривает сквозь призму «социального», т.е. «социальное бессознательное», которое может быть ликвидировано с устранением агрессивности самого общества, подавляющего личность.

Разрабатывается проблема формирования «социального характера», который он определяет как «основной элемент» в функционировании общества и в то же время как связь между экономическим базисом общества и господствующими идеями. Социальный характер формируется в общественных отношениях, но в значительной мере и сам определяет эти отношения. Социальный характер – форма связи между психикой индивида и социальной структурой общества. Для обществ характерны определенные степени отчуждения: каждой ступени развития самоотчуждения человека под влиянием социальной структуры у Фромма соответствует определенный тип социального характера — накопительский, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный. Функция социального характера – обеспечение интеграции человека и социальных групп в данную социальную структуру для его эффективного функционирования.

Современное общество – ступень отчуждения человеческой сущности путем «машинизации», «компьютеризации» и «роботизации» человека в ходе развития НТР. Это обусловливает ярко выраженный антитехницизм Фромма. Он критически относился к капиталистическому обществу, доводящему до предела процесс самоотчуждения личности. Поиски идеального типа социальной структуры «здорового» общества, позволяющего раскрыться безграничным потенциям человеческой природы, привели Фромма к выдвижению утопической теории «гуманистического коммунитарного социализма».

Суперека С.В.
Социология
2009







Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама