Judebo

Вопрос:

Конкуренция и ее виды: по составу участников борьбы (Внутриотраслевая, Межотраслевая); по методам соперничества (Ценовая, Внеценовая).



Ответ:

Конкуренция и ее виды

Взаимоотношения предприятий, действующих в условиях рыночной экономики, объективно приобретают форму конкурентной борьбы или конкуренции. Конкуренция означает соперничество предприятий, каждое из которых руководствуется своими экономическими интересами, за объемы производимых товаров и условия их реализации.

По составу участников борьбы конкуренция бывает:

1. Внутриотраслевая. Это соперничество предпринимателей одной отрасли за более выгодный доступ к сырью и другим условиям производства и реализации товаров. Результатом этой конкуренции является формирование продажной цены товара. При этом производители, имеющие более низкие индивидуальные затраты, получают дополнительный доход; имеющие более высокие – разоряются, а средняя группа постоянно расслаивается. Внутриотраслевая конкуренция – это мощный стимул для предприятий к восприимчивости достижений научно-технического прогресса, усилению деловой активности, поиску новых рынков сбыта своих товаров.

2. Межотраслевая. Это соперничество предпринимателей разных отраслей экономики за сферы более выгодного производственного использования своих средств (инвестиций). Результатом конкуренции является перелив ресурсов из отрасли в отрасль и проявление тенденции усреднения доходов (по закономерности: равный доход на равную инвестицию).

По методам соперничества различают следующие виды конкуренции:

1. Ценовая. Это борьба в области ценовой стратегии предприятий. В зависимости от конкретных условий, складывающихся на рынке, предприятия могут применять высокие или низкие (демпинговые) цены. Ее целью является заставить конкурентов свернуть производство из-за нехватки сырья, перекупленного по высоким ценам, сделать производство убыточным из-за низких продажных цен и т.п. Ценовая конкуренция – это наиболее жесткий вид конкурентной борьбы.

2. Внеценовая. Этот вид конкуренции включает разнообразные формы борьбы за потребителя, например путем улучшения качества товаров, их дифференциации (разнообразия) в производстве и потреблении, использования системы контрактов (договоров о реализации), рекламной деятельности, сервиса и т.п.

Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны в разных рыночных структурах. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

Примерно до середины ХIХ века для экономически развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины столетия картина начала резко изменяться: крупные предприятия постепенно начали захватывать все большую долю рынков отдельных товаров. Наряду с совершенной конкуренцией появляется несовершенная конкуренция. Ее разновидности: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

(Наиболее глубокий и полный анализ новой рыночной конъюнктуры был дан в фундаментальных работах Джоан Робинсон и Эдварда Чемберлина).

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль, доступность информации.

Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Микроэкономика
Ларина Л.С., Сергеев С.В.
2008 год







Реклама
Judebo

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама