Judebo

Вопрос:

Политические и правовые идеи патриарха Никона и протопопа Аввакума.



Ответ:

Политические и правовые идеи патриарха Никона и протопопа Аввакума

В середине 17 в. происходит раскол русской церкви – раскол в политической идеологии русской православной церкви, конфликт политических воззрений никониан и старообрядцев. Церковный раскол стал настоящей трагедией для русского общества.

Никон. Главная тема его сочинений – соотношение церкви и государства. «Священство» и «царство» представляют собой две самостоятельные власти в обществе, каждая из которых исполняет свою функцию. Отвергал теорию «Москва – Третий Рим», т.е. учение о «православном Ромейском царстве», согласно которому носителем истинного христианского идеала становилось Московское государство, и русский царь предста- вал единственным хранителем православной христианской церкви. Никон справедливо усмотрел здесь превышение царской власти над церковной.

Никон делает вывод о превосходстве церкви над государством, которое коренится прежде всего в превосходстве церковных функций над государственными. Государству поручено земное, т.е. низшее, церкви – небесное, высшее. Священники – посредники между Богом и людьми. Именно поэтому цари принимают помазание от руки священника, а не наоборот. Священство стоит выше царства и потому, что последнее произошло от первого, и оттого, что священство честнее царства. Царская власть дается Богом. Священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из них подчинится, то такой человек перестает быть священником.

Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Называл его «бесовскими законами» и открыто призывал не подчиняться ему. Царская власть превратилась в орудие антихриста. Он не объявлял старообрядцев еретиками.

Аввакум, «Житие протопопа Аввакума». Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона он оценивал как ересь. Поддерживал концепцию «Москва – Третий Рим». Нигде нет такое непорочной православной веры, как в России. Нигде нет такого православного государства, как Русское. Русское государство и русская церковь должны служить России, русским национальным интересам. Россия должна жить по собственным законам.

Аввакум считал, что, затеяв церковную реформу, царская власть предала Россию. Отсюда и его обличения этой власти, которые благодаря его писательскому таланту были особенно остры. Он полагал себя выше царской власти и таким образом оправдывал свое неподчинение ей. Постоянно обращал внимание на недопустимость жестокого насилия при проведении реформы.

Аввакум также разделял идеи Никона о самостоятельности церкви, ее полной независимости от государства, о превосходстве «священства» над «царством».

История политических и правовых учений
Иваньков А.Е.
2008 года







Реклама
Judebo

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама