Вопрос:
Характеристика политико-правовых учений Древней Греции.
Ответ:
Характеристика политико-правовых учений Древней Греции
Общей чертой полисной жизни Древней Греции VII–V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами. В зависимости от перевеса той или иной стороны государственная власть в полисах принимала форму либо аристократического правления (Спарта), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов.
Политическая идеология Древней Греции формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного самосознания. Происходит зарождение философии. Политико-правовые концепции разрабатываются в рамках общефилософских учений. В состав философского мировоззрения тогда входили все формы теоретического сознания – натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др.
Политико-правовые учения складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии с иными формами общественного сознания. Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Происходит теоретическое обобщение практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства.
Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установил в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах).
В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.
На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало также развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособственнические отношения и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопоставили индивидов друг другу.
Если этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общинной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении государства и закона.
Начиная с III в. до н.э., когда древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура).
История политических и правовых учений
Иваньков А.Е.
2008 года
Иваньков А.Е.
2008 года