Judebo

Вопрос:

Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство. Моизм. Легизм (законничество).



Ответ:

Политическая и правовая мысль Древнего Китая

Влиятельнейшие политические учения: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

Даосизм. VI в. до н.э. трактат Лао-цзы «Книга о дао и дэ». «Дао» – абсолютное мировое начало, предшествующее небесному владыке и превосходит его; источник всего существующего. Недостатки в обществе – отход людей от первоначальной простоты, естественного начала и надежда вместо мудрости на знания. На помощь должны придти умные вожди из наследственной знати. Мудрый государь правит не вмешиваясь активно в дела членов общества. Положение высших слоев было подорвано имущественным и социальным расслоением.

Конфуцианство. Конфуций. VI–V вв. до н.э. Книга «Лунь юй». Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем. Благородство-образец нравственного совершенства, строгое соблюдение норм морали. Благородные мужи должны воспитать в себе и распространять везде человеколюбие (попечение о детях, уважение к старшим и т.д.). Исправление имен: восстановление изначального смысла титулов. «Государь должен быть государем, сановник – сановником…». Воспитание подданных – важнейшее дело государя. Правила ритуала – нормативная система государства. Необходимость в управлении государством отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Не исключались и карательные меры, но не допустим произвол администрации.

Моизм. Мо-цзы. V в. до н.э. Книга «Мо-цзы». Выражал интересы угнетенных слоев. Осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Управлять должны мудрые люди. Источник мудрости – знания. Истинное человеколюбие – одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства, сословий. Идеальная организация власти – государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. Для полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Создание системы наказаний и наград за это. В концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены, восхвалялось деспоти чески – бюрократическое государство, исключавшее всякую возможность участия народа в управлении государством.

Легизм (законничество). Шан Ян. 4 в. до н.э. Трактат «Шан цзюнь шу». Легисты (законники) отстаивали интересы имущественной и служилой знати. Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Необходимы обобщение опыта предшествующих правителей и экономическое обеспечение политики. Возврат к старым традициям невозможен. Предлагалось сосредоточить всю власть у верховного правителя, лишить наместников властных полномочий, упразднить передачу должностей по наследству. Возможна продажа чиновничьих должностей. Поставить граждан под контроль администраций. Установить единые законы для Китая. Власть правителя опирается на силу, а не на закон. За любой проступок – смертная казнь.

История политических и правовых учений
Иваньков А.Е.
2008 года







Реклама
Judebo

Пригнал машину - ЗАПЛАТИ !
Объем: см3





ИНКОТЕРМС 2000
Таможенный тариф РФ / ТН ВЭД
Примеры декларирования

Реклама